Вопросы построения платформы для бизнес-приложений

Предисловие

И опыт, сын ошибок трудных…
А.С. Пушкин

Платформа для построения бизнес-приложений, которую мы в рабочем порядке называем BR WEB (Business Reality WEB), родилась из запатентованной платформы Business Reality SuiteTM (подробнее можно посмотреть Комплексная автоматизация ) по банальной причине: не иметь web-интерфейса стало невозможно. Платформа Business Reality исторически развивалась так, что конечный пользователь приложений видел традиционный Windows-интерфейс. Проект BR WEB стал новым этапом развития платформы, с одной стороны, и новой платформой, с другой. Новой платформой BR WEB становится в том случае, если бизнес-приложение использует исключительно те возможности, которые родились вместе с web-интерфейсом.

Данный материал носит ознакомительный характер и предназначен для потенциальных пользователей бизнес-приложений и, отчасти, для IT специалистов, которым предстоит осуществлять техническую поддержку и развитие приложений, созданных на платформе BR WEB.

Из чего состоит бизнес-приложение?

Мы, подразделение компании Промышленные информационные системы, занимаемся заказными разработками. Чисто заказная разработка программного обеспечения (ПО) начинается «издалека», то есть с определения требований к системе. «Требования» - термин изрядно потрепанный и может означать все что угодно. Из опыта (см. эпиграф к предисловию) можно вывести четыре основные группы вопросов, на которые будущие пользователи (заказчик) приложения отвечают аналитику:

  • С кем вы взаимодействуете?
  • С какими информационными объектами (документами) вы работаете?
  • Что и как вы делаете?
  • Какую информацию (отчеты) вы получаете из системы?
По результатам интервьюирования аналитик получает и согласовывает с заказчиком:
  • Ролевую модель компании.
  • Информационную модель приложения.
  • Список операций, полностью или частично структурированный в рамках причинно-следственных связей или вообще не структурированных.
  • Набор характеристик в разрезе времени, подразделений и т.д. (то есть предварительное описание OLAP-кубов) или, в худшем случае, пачку (часто в бумаге) отчетов, которые нет времени разобрать.

Таким образом, если абстрагироваться от формы документов, которые аналитик представляет на согласование, мы получаем набор функциональных требований, состоящий, условно, из объектов, функций и отчетов.

Логично предположить, что бизнес-приложение состоит, соответственно, из объектов, операций и отчетов (к структуре последних вернемся позже).

Как бизнес требования отражаются в платформе?

Платформа BR WEB имеет два типа пользовательского интерфейса: интерфейс администратора и клиентский интерфейс.

Интерфейс администратора предназначен для построения и технического сопровождения бизнес-решения, включая построение клиентского интерфейса. В интерфейсе явно прослеживаются четыре группы требований (экспорт и импорт относится к данным):

  • Данные – раздел, позволяющий вводить и редактировать объекты любой сложности (подробнее мы на них остановимся в главе Информационная модель).
  • Экспорт/импорт – раздел, отвечающий требованиям информационной модели в части управления профилями экспорта и импорта данных.
  • Бизнес-процессы – раздел, позволяющий администрировать бизнес-процессы. Бизнес-процессы вводятся и редактируются внешним приложением (остановимся на них в главе Бизнес-процессы).
  • Отчеты – раздел, позволяющий вводить и редактировать OLAP кубы.
  • Пользователи – традиционный раздел управления правами пользователей.

Таким образом, структура интерфейса администратора позволяет ввести наши требования. Информационная модель вводится в раздел «Данные», там же определяются и операции как методы объектов. Функциональная модель описывается в нотации BPMN и отражается в разделе «Бизнес-процессы». Отчеты – в одноименном разделе. В раздел «Пользователи» вводится ролевая модель.

Помимо этого в интерфейсе есть дополнительные разделы:

  • Интерфейс – содержит набор инструментов для построения пользовательских интерфейсов.
  • Журналы - представлен набор журналов, в которых отражаются все действия пользователей.
  • Настройки – «скрытый» раздел, содержащий системные настройки.